Чем более отчетлива и детализирована тема, тем более отчетливой и углубленной разработки она требует. Эстетическая сторона литературно-критического этюда основана именно на отчетливости мысли, на диалектическо
Этюд в третьем своем значении — как опыт, приобретающий самостоятельную художественную ценность — встречается и в литературной критике, и в художественной прозе, и в стихотворном творчестве. Литературно-критический этюд отличается от исследования по своему внутреннему построению. В нем ставятся не столь широкие задачи и охватывается менее обширный материал. Характерными в этом смысле могут быть «Опыт характеристики русского четырехстопного ямба» и «»Не пой, красавица, при мне…» А. Пушкина: опыт описания» из «Символизма» А. Белого [Там же].
Другое значение этюда — как подготовительной работы — наиболее отчетливо проявляется в литературно-критической области. Многие книги об искусстве первой половины ХХ века есть не что иное, как сборники подобных этюдов, возникших в разное время и соединенных лишь впоследствии в одно целое. Таковы, например, работы А. Белого «Символизм» [2], В. Брюсова «Далекие и близкие» и множество других.
Этюд встречается и как техническое упражнение, и как дефиниция подготовительной работы, и как самостоятельное художественное произведение. В поэтической речи отличие этюда заключается в том, что здесь наиболее крепка спаянность формы и художественного смысла. Как техническое упражнение, лишенное своих художественных заданий, подобный этюд, естественно, в печати не появляется. В то же время примеры стихотворных этюдов в плане разработки отчетливо поставленных формально поэтических задач давались, в частности, В. Брюсовым на протяжении всей его деятельности. В 1918 г. брюсовские этюды были изданы под названием «Опыты» [3] особой книгой. В «Опытах» среди множества произведений, интересных лишь с формальной точки зрения, есть несколько таких, где разрешение задачи связано с интересом общехудожественным. Наиболее отчетливо это соединение проявляется там, где формальная задача отличается особой заостренностью. К примеру, стихотворение «В дорожном полусне» является образцом палиндрома. Безусловно, «Опыты» В. Брюсова «свидетельствуют некоторыми примерами своими, что и при разработке формально технической проблемы можно обрести, иногда неожиданно, полновесные художественные ценности» [6].
Жанр этюда широко представлен в различных видах искусства — литературе, живописи, музыке. В. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка», изданном в 1863-66 годах, дает следующее определение слова этюд: «ЭТЮДЫ м., мн., франц. {etude), в художестве, опыты, попытки, образчики для изученья, для наторенья» [4]. Словарь С. Ожегова, вышедший в 1949 г., представляет ряд толкований этого слова: «1) Музыкальное произведение виртуозного характера. 2) Рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры, обычно часть будущего большого произведения. 3) Небольшое по объему произведение (научное, критическое), посвященное частному вопросу. 4) Вид упражнения (в музыке, шахматной игре). 5) Рисование, писание красками с натуры для упражнения, заготовки эскизов» [10]. В издании 1953 г. дается иной вариант: «Этюд, -а, м. 1. Эскиз. Э. к картине. 2. Название некоторых произведений (научных, критических и т.п.), небольших по объему, посвященных частному вопросу. Критический э. 3. Музыкальное произведение виртуозного характера. Этюды Рахманинова. 4. Вид упражнения (в музыке, шахматной игре и т.п.). Этюды для начинающих. Решить шахматный э.» [11, c. 843].
В жанре этюда создавались и создаются работы, относящиеся к различным областям человеческой деятельности. Известны математические этюды, этюды по алгоритмизации, шахматные этюды, в жанре «этюда» создаются научные и научно-популярные труды: этюды о Вселенной, теологические этюды, этюды желудочной хирургии, медицинские этюды, литературные этюды (к примеру, «Этюды о любви» испанского философа и публициста Х. Ортега-и-Гассета (1883-1955 гг.), «Психоаналитические этюды» З. Фрейда (1856-1939 гг.)), поэтические этюды, фотоэтюды (этюды фотоохотника, эротические этюды и т.п.), архитектурные этюды, театральные этюды, в том числе, кино- и телесценарии в этом жанре, нередко используется этот термин и в рекламе: мексиканские этюды (реклама ресторана), чешские этюды (туры в Чехию). В современном обществе, где широкую популярность приобретают всевозможные психологические тренинги, жанр обретает жизнь как часть ролевых игр в сценарии тренинга, по сути представляя собой разновидность театрального этюда.
« Философский взгляд
Философский взгляд » Этюд как явление художественного творчества
Комментариев нет:
Отправить комментарий