Пиррон. Есть только сомнение, как путь к поиску истины. Этот скепсис, прививка против догматизма. Догматизм же в любом случае является ложью.
Горгий. Всякое мнение ложь.
Протагор. Всякое мнение истина.
Парменид. Истина отлична от мнения. Человеку доступен только путь мнения. До истины можно добраться исключительно путём, оторванных от чувственного восприятия, логических умозаключений. (априорный догматизм оторванный от всего человеческого).
Греки удивительно непрактичные люди. Как много сил и времени было положено на детальную разработку таких странных вопросов. Современному человеку за суетой мирской жизни думать о таких вещах мягко скажем некогда. К слову сказать в античное время суеты было не меньше, а греки думали, писали книги, спорили. Еще раз подправим логический квадрат и резюмируем позиции фигурантов в этом бородатом античном споре. Вопросик в центре квадрата пока оставим безымянным.
Теперь осталось сделать последний шаг и заявить о том, что если истина недоступна для человеческого познания, то от мнений претендующих на истинность необходимо воздержаться. Мудрец воздерживается от догматизма. Это уже скептицизм Пиррона. В отличии от агностицизма Горгия, Пиррон не объявляет ложным любое мнение. Скептицизм Пиррона как и догматизм Парменида находятся под квантором существования, но не всеобщности. Некоторые мнения не являются истинной. Это позиция О.
До наших дней мало что сохранилось из его поэмы, но деление её на две части: "Путь истины" и "Путь мнения" подтверждается множеством античных источников. Парменидовому, обычному человеку доступен исключительно путь мнения. Но мнения некоторых необычных людей при определённых условиях могут быть истинными. Парменид в явном виде выделил основу течения философии, которая по непонятным для меня причинам, считается сегодня всей философией. Философ, как раз является тем необычным человеком, чьё мнение близко к истине. Основанием для отождествления мнения философа с истиной служат аргументы этого философа. С помощью аргументов философ создаёт систему прочную, неизменную желательно независящую от чьего бы то мнения. Это догматизм. Парменид по праву занимает позицию "I" логического квадрата Аристотеля. Некоторые мнения есть истина.
Одним из самых важных фигурантов в этом споре конечно является Парменид.
Протагор в отличии от Горгия утверждал, что все люди говорят истину. Мнение человека является истиной, невзирая на то, спит он или бодрствует, в здравом ли он уме или сумасшедший. Это уже позже Горгий передёрнул колоду и заявил что в этом случае мнение ничем не отличается от лжи. Протагор и Горгий будут занимать позиции "A" и "E", находясь под квантором всеобщности, в верхней части квадрата.
Произведём небольшие подстановки. Субъектом S будет "мнение", а предикатом P будет "истина". В этом случае логический квадрат Аристотеля немного преобразиться и будет прямо указывать на то, кто из античных авторов высказывается по поводу истинности мнения частноутвердительно или общеотрицательно, согласно имеющимся логическим возможностям. Для Верховной божественной личности в структуре логического квадрата тоже есть место которое пока обозначено вопросом.
В начале несколько слов о самом логическом квадрате. Это изобретение Аристотеля. Но сам Аристотель слишком молод для участия в споре об истинности мнения. Разбор и опровержение софистики, находящейся в центре исследуемой проблематики, возможно как раз и послужили Аристотелю толчком для создания логического квадрата. Вот как выглядит логический квадрат. Он делит все возможные высказывания на четыре категории.
Данный опус посвящён четырем путям соотношения истины и мнения отдельного человека. У меня сложилось впечатление, что большинство историков философии слабо различают разницу между такими диаметрально противоположными течениями философии как скептицизм, агностицизм и релятивизм. Инструментом для выявления коренных различий послужит логический квадрат Аристотеля. Опус не претендует на признание научным сообществом, поэтому в нём не будут упоминаться мыслители моложе 2 тыс лет. Это бородатый спор четырех греков судьёй в котором выступит Индийский Бог всех трёх планетных систем Кришна.
Давно не писал для себя. Даже забыл как это приятно, писать текст без оглядки на читателя, или стандарты. Этот ремейк на Парменида, с изрядной долей софистики, я посвящаю дедушке Протагору. К современной научной философии данный опус не имеет никакого отношения.
Двойная ложь Кришны.
Аннотация:Черновик после написания которого я потерял тягу к писательству, настолько потерял, что даже не хочу исправлять грамматические и логические неточности. Несколько уважаемых мною научных сторудников заметили что сама логическая основа в корне неверна. Попытка использовать логику для того чтобы подняться над логикой, это попытка приподнять себя схватившись за волосы.
Размещен: 31/12/2010, изменен: 31/12/2010. 57k.
(kmichael@yandex.ru)
Двойная ложь Кришны
Кормин Михаил Викторович:
Кормин Михаил Викторович. Двойная ложь Кришны
Комментариев нет:
Отправить комментарий